КОПИЯ-РЕКОНСТРУКЦИЯ С ИКОНЫ «ЖЕНА, ОБЛАЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ»

     Иногда приходится выполнять копии-реконструкции с икон. Это прекрасная возможность ничего не трогать на оригинале, как можно тщательнее  сохраняя его первозданный вид, но на копии постараться реконструировать утраты, исходя из анализа и логики данного образа. Это происходит в тех случаях, когда икона сильно утрачена или это требование заказчика.

     Примером такой работы является копия-реконструкция с иконы «Жена, облаченная в солнце», которая находится в музее имени Андрея Рублева.

     Иконография образа «Богоматерь с Младенцем» начала складываться с конца XIV века. Образ пришел со стороны литовских земель. Такой иконы с изображением Царицы Небесной с Младенцем на левой руке, называемой «Благодатное Небо», была благословлена София, дочь литовского князя Витовта на брак с московским князем Василием, сыном Дмитрия Донского.

     Этот образ сложился к XV веку в западном искусстве как аллегорический тип Богоматери в облике апокалиптической Жены. Обычно Богоматерь изображается в рост с Младенцем на руках: Ее ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол, сияние (мандорлу), на голове Богоматери и голове Младенца короны. Образ является прямой иллюстрацией слов Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облаченная в солнце; под ногами Ее луна и на голове венец из 12-ти звезд… И родила Она Младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (Отк.12:1,5). К этой иконографии принадлежат почитаемые в России иконы: Виленская, Благодатное Небо из Архангельского собора Московского Кремля, Благодатное Небо из церкви Рождества Христова в Измайлове. Икону из Архангельского собора, как и икону из церкви Рождества Христова,  писали царские иконописцы Оружейной палаты (1670-1680 гг) предположительно по имеющемуся у них западному образцу. Или же они являются списком с несохранившегося образа, которым благословлял литовский князь Витовт свою дочь.

Икона Божией Матери «Благодатное небо»
(Архангельский собор Московского Кремля)

     Особенность этой работы заключалась в том, что икона представляет собой пример работы иконописцев Оружейной палаты Ярославской школы начала XVIII века. Богато украшенные одежды и венцы Богородицы и Спасителя, а также золотопробельное письмо доставило удовольствие в повторении этих навыков, приоткрывая для нас мастерство былых иконописцев. Были реконструированы одежды Богородицы в нижней части иконы, небеса и утраченные в процессе бытования лессировочные  слои.

Читайте также: