Образ Святого Николая Тульского

В нашей иконописной мастерской была написана икона Святого Николая Тульского.

  Без преувеличения можно сказать, что Святителя и Чудотворца Ни­колая Мирликийского на Руси знали всегда — задолго до Киевского Крещения и даже до образования Древнерусского государства. При­чем почитали  его всегда как первого и любимого покровителя и заступника земли Русской, как  милостивого помощника всем прибегающим к его защите.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)
Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент
Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

   Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает Мирликийского Чудотворца русским святым.

   Древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
Вторая половина XV в.
Дерево, темпера.
93 × 67 см
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Инв. В-7284
Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-ая половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей
Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Другой образ Николы в рост с распростертыми руками получил название «Можайский». В этой иконографии святой держит в правой руке поднятый обнаженный меч, в левой руке – модель города, обнесенного стеной.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва
Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV — нач.XVI в

   В 1547—1552 годах Иван IV ходил воевать на Казань трижды. Два первых похода окончились неудачей, но третий завершился успешным штурмом кремля и пленением казанского хана. Верующие утверждают, что победу обеспечил взятый Иваном Васильевичем в поход список с чудодейственной иконы Николы Тульского.

   Этот дивный образ был обретен в Туле на заре XVI века. И потому отнюдь неслучайно первым православным храмом в мусульманской Казани стала церковь Святого Николая, иже зовется Тульским.

   По преданию, Святитель Николай, ходивший по русской земле, заметил, что в Туле его почитают более всего, и стал защитой этому городу.

   Однажды, казак по имени Ермолай, приезжий с Днепра, копая огород в тульском Заречье, нашёл образ святого. В память об этой находке был возведен деревянный храм Николы Тульского у городского кремля. Горожане очень чтили Святителя Николая и он помог      не только взять Казань, но и отбить нападение на Тулу крымского хана Девлет-Гирея в 1522 году. Когда горожане увидели подходящего к крепости врага, они обошли стены кремля крестным ходом во главе с иконой Николы Тульского и молили святого о заступничестве.  После этих событий Иван Грозный пожелал взять чудотворную икону Николы Тульского с собой, но горожане воспротивились и для царя был выполнен список с этой иконы.

   В период правления Ивана Грозного появляется целый ряд чудотворных икон. Особо значимо появление образа Оковецкой иконы Пресвятой Богородицы в 1539 году. На этой иконе изображена Богородица, поддерживающая стоящего рядом с ней младенца Иисуса Христа, у которого правая рука расположена на фоне груди Богородицы в благословляющем жесте. Слева от них фронтально изображен образ Святителя Николая с благословляющей рукой на фоне груди. В левой руке он держит Евангелие. Появление этой иконы знаменует появление двух чудотворных икон в дальнейшем. Это икона Николы Тульского и образ Казанской Пресвятой Богородицы.  На тульской святыне так же как и на Оковецкой Святой Николай изображен так же только в рост. И на иконе Казанской Божьей Матери изображена часть извода Оковецкой Богородицы. Такое появление извода аналогично появлению образа Игоревской Богородицы, для которой прообразом послужила Владимирская Богородица.

   Прообразом иконы Николы Тульского послужили единичные иконы Греции и Балкан, исполненные на рубеже Х –ХVвеков.

Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония
15 век Тверь Рублевский музей

В дальнейшем мы наблюдаем целый ряд списков с утраченной ныне иконы Николы Тульского.

Читайте также: